2 Июля 2024 г.
Прежде всего, дорогие друзья, определимся в понятиях.
Травма – это результат вашей реакции на травмирующее событие.
Речь идет о психологической травме и реакции со стороны вашей психики.
Далеко не всякое событие в вашей жизни является событием, травмирующим вашу психику. При этом вы можете годами жить в условиях стресса, истощать свои эмоциональные, энергетические, физические ресурсы без всякого вреда для психики.
Итак, тезис №1
Стресс и психотравма – разные явления
Принципиально, со стрессом психика человека справляется. Это означает, что у человека хватает ресурсов для сопротивления ситуации, какая бы она ни была сложная и угрожающая. Из стресса человек может выйти победителем, может проявить смекалку, волю, мужество, хитрость. Он не Жертва!
Психотравмирующее событие – это эмоциональное потрясение такой силы, с которым психика человека справиться не может. Угроза настолько велика, что срабатывают инстинкты, например, замирать, обмякать, умирать, тошнить (отвращение). Человек становится Жертвой!
Тезис №2
Психотравмирующее событие у каждого свое
Чтобы стать психотравмирующим, событие должно обладать следующими характеристиками:
1. Угрожать жизни (здоровью, целостности)
2. Неожиданно, неотвратимо, непредвиденно
3. Превышать возможности самозащиты и ресурсы человека
4. Быть неразделенным (о событии и реакциях на него человек не может ни с кем поговорить, поплакать, получить сочувствие)
Одно и то же событие для человека А – приведет к травме, для человека Б – к стрессу, для человека В – пустяки. От чего это зависит?
1. От возраста
2. От ресурса (эмоционального, энергетического, физического)
3. От восприятия события
Основная причина психотравматизма – детский возраст – самое уязвимое время жизни человека: мало ресурсов и слишком много потребностей, которые могут удовлетворить только значимые взрослые. Таким образом, психология детской травмы – отдельная тема.
Тезис №3
У психотравмы всегда есть источник и конкретное событие
Источники психотравматизации:
1. Насилие (эмоциональное, психологическое, физическое и сексуальное)
2. Депривация (отрыв от матери), изоляция
3. Экзистенциальные угрозы (катастрофы, несчастные случаи, стихийные бедствия, войны и т.д.), точнее их последствия
4. Госпитальные травмы, связанные с депривацией или конфронтацией с тяжелым диагнозом
Не будем усложнять классификацию травм. Травмы привязанности, травмы горевания, экзистенциальные, эмоциональные и т.д. и т.п. принципиально могут быть шоковыми или хроническими.
1. Шоковая травма – возникает в ответ на событие, сопровождается посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
2. Травмы развития, возникают вследствие дефицита адекватной реакции взрослого на потребности ребенка в безопасности, автономии, близости, сепарации и т.д.
Приведем примеры
Женщина узнает о беременности и решается на аборт: ребенок (эмбрион) проживает это как шок – страх смерти на уровне ДНК-угрозу уничтожения; возникает аффект – это шоковая травма.
Женщина, имеющая хроническое заболевание, узнает о беременности и радуется этому событию, но всю беременность ее здоровье находится под угрозой, ее родственники и врачи рекомендуют ей избавится от ребенка – это травма развития.
Отец сильно напился и избил ребенка – это шоковая травма.
Отец периодически избивает, в эти моменты ребенок ждет, когда побои закончатся, понимая, что надо перетерпеть – это травма развития. Если отец опять напьется и изобьет ребенка, например, цепью – это будет новая шоковая травма.
Гиперопекающий или авторитарный стиль воспитания ребенка приведет к травмам развития, при этом наличие шоковых травм не обязательно.
Тезис №4
Насилие всегда травматично, но травма не всегда вызвана насилием
Речь пойдет о детской психотравме, вызванной насилием.
Различают 4 вида насилия:
1. Эмоциональное (гиперопекающий, авторитарный, хаотичный стили воспитания)
2. Психологическое (скандалы между родителями, тяжелые разводы)
3. Физическое (избиение, угрозы, давление)
4. Сексуальное
Еще раз подчеркну: способность справляться с психотравмой зависит от возраста и ресурса ребенка.
Приведем пример.
Разъярённый пьяный отец впервые кричит и бьет ребенка
У 3-хлетки в этот момент рушится мир: ребенок замирает, цепенеет, возможно, он описается, замолчит или заболеет, будет долго плакать.
У 7-ми летки тоже рушится мир, но он может хотя бы закрыть лицо руками, попытаться закричать, позвать на помощь, пожаловаться, поплакать.
11- летка попробует убежать, спрятаться, позвать на помощь, пожаловаться доверенному лицу в школе.
14 - ти летний подросток может попробовать за себя постоять: закричать в ответ, убежать, взять нож и напасть на пьяного отца или вызвать полицию и написать заявление.
Эта ситуация эмоционального и физического насилия, которая гарантированно приведет к шоковой травме у ребенка 3-х и 7- ми лет, в остальных возрастах травмы можно избежать, если мама поведет себя адекватно и позволит ребенку отреагировать чувства.
Таким образом, любые виды насилия, сцены насилия, нападение животных, аварии, травля в школе, медицинские операции, конфронтация с тяжелым диагнозом, очень высокая температура, лечение у зубного врача, вывих тазобедренных суставов, потеря ребенка в торговом центре, внезапные громкие звуки, если ребенок один могут стать психотравмирующими событиями для маленьких детей.
Тезис №5
Пять «АКСИОМ ПСИХОТРАВМЫ»
1. ТРАВМА ВСЕГДА ТЕЛЕСНА
2. ТРАВМА САМА СЕБЯ НЕ ЛЕЧИТ
3. ТРАВМА ЖДЕТ СВОЕГО ТРИГГЕРА
4. У ТРАВМЫ НЕТ СРОКА ГОДНОСТИ
5. ТРАВМА ХОЧЕТ БЫТЬ ИСЦЕЛЕННОЙ
Тезис №6
Психотравма всегда телесна
Из стрессовой ситуации можно выйти победителем: есть возможность убежать или напасть самому.
В травматической ситуации на победу нет шансов. Почему? Нет внутреннего ресурса для сопротивления.
Важно понимать, что в любом случае организм мобилизуется, выделяется огромное количество энергии на сопротивление угрозе. При стрессе эта энергия разряжается через оборонительные или наступательные действия естественным путем.
При травме мы имеем дело с экстраординарной ситуацией, в которой нет никакого сознательного выбора. У ребенка возникает оцепенение, демобилизация организма, снижение чувствительности и расщепление психики на части. Энергия застревает в теле в виде блока, зажима, комка в горле, тяжести в животе, головной боли. Иногда формируются симптомы болезни, например, энурез. С этой точки зрения, травма всегда телесна.
Тезис №7
ТРАВМА САМА СЕБЯ НЕ ЛЕЧИТ
Последствия травмы могли бы не оставлять шансов на выживание, однако этого не происходит. Почему? Включается механизм КОМПЕНСАЦИИ ТРАВМЫ – это психологические защиты, которые помогают справиться с травмой, но ограничивают в жизни. Речь идет об упаковке (инкапсулировании) травмы, в результате которой человек не полностью контактирует с реальностью, бессознательно сужает, обедняет жизнь. Есть такая пословица: «Обжегшись на молоке начинаешь дуть на воду». Бессознательное избегание угрозы — это плата за иллюзию безопасности.
Тезис №8
ТРАВМА ЖДЕТ СВОЕГО ТРИГГЕРА
Это значит, что при встрече с триггером, травма проявит себя в полном объёме. Триггер – это запускающее событие, которое автоматически включает регрессию – откат и погружение в травматическую ситуацию в том возрасте, в котором ситуация произошла. Это значит, что вне зависимости от возраста, человек проваливается в травму, т.е. он станет травмированным ребенком и будет вести себя так же, как он вел себя в момент получения травмы. В этом смысле «У ТРАВМЫ НЕТ СРОКА ГОДНОСТИ».
Тезис №9
ТРАВМА ХОЧЕТ БЫТЬ ИСЦЕЛЕННОЙ
Исцеление травмы у взрослых происходит при условии:
1. высвобождения заблокированной энергии,
2. восстановление целостности психики за счет интеграции травмированных частей,
3. чувства, ощущения, мысли полностью осознаются и становятся опытом. Осознанный и целостный опыт – это уже биография. Однако, если остается осколок травмы в виде установки – травма не уходит.
У детей любую травму можно перепрожить в игре. Детская психика настолько пластична, что позволяет перезаписать травмирующий опыт. Игра и воображение позволяют «заново родиться» в буквальном смысле, если родители готовы ответственно подойти к исправлению допущенных ранее ошибок.
Еще раз, в поле любящей матери ребенок может исцелиться от психотравм, полученных во внутриутробном развитии, в процессе родов, в первые дни жизни (госпитальные травмы) и т.д.
Авторизуйтесь на сайте, чтобы комментировать
Ирина Медведь
Ирина Медведь
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ГИПЕРОПЕКА
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ГИПЕРОПЕКА
В погоне за безопасностью все средства хороши
Во имя безопасности родитель ПОДМЕНЯЕТ АКТИВ…
2 Мая 2024 г.
Ирина Медведь
Ирина Медведь
Социальная агрессия у школьников и способы ее уменьшения.
Социальная агрессия и способы ее уменьшения.
«**Поговорим о социальной агрессии школьников, т.е детей, подростков и юношей/девуше…
20 Мая 2024 г.
Ирина Медведь
Ирина Медведь
ПСИХОЛОГИЯ ТРАВМЫ
Прежде всего, дорогие друзья, определимся в понятиях.
Травма – это результат вашей реакции на травмирующее событие.
Речь идет о п…
2 Июля 2024 г.
Ирина Медведь
Ирина Медведь
КАК РАСПОЗНАТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ У ПАРТНЕРА?
Все мы - люди - хотим себе счастья. Ищем его, ждем, готовимся, встречаем, боимся, что оно пройдет мимо, радуемся, когда находим.
…
17 Мая 2024 г.
© ИНСАЙТ 2024. Все права защищены.